На главную страницу
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 7

Вьетнам-Камбоджа — 6

Бангкок – Ханой – Бухта Халонг – Ханой – ночной поезд – Сапа – ночной поезд – Ханой – Сайгон – дельта Меконга – Сайгон – Пномпень – Сиемреап (Ангкор) – Бангкок

29 марта 2013

Наш день начнется необычно: рано утром мы отправимся к храмам Ангкора, чтобы увидеть, как первые лучи солнца освещают этот колоссальный комплекс.

Так и было. Абсолютно волшебно, если б не потеющая морда и все остальное. На главном входе, где нам делали билеты (как пропуска на секретный объект – с фотками и печатями!), висел термометр и показывал температуру 39 градусов (позже в рассказах со-путешественников трансформировавшуюся в 42). И даже если всего 39, господа – ведь это в пять часов утра!

Ангко́р-Ват – гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является одним из крупнейших культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

До и после восхода

Через огромной ширины ров проложена дамба, ведущая к воротам Ангкор-Вата. Когда солнце взошло, мы пошли-пошли по ней, даже побежали

забежали вовнутрь и до условленных 9 часов утра (когда к автобусу и на завтрак) успели много набродить и нафотографировать. Как впоследствии оказалось, очень кстати

Народу полно на рассвете, отнюдь не мы одни такие умные

Ну привет тебе, привет

Ангкор-Ват – рай для апсар, они там на каждом шагу. Собственно, в раю они и должны обитать, все правильно. Апса́ры — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды, прекрасные женщины, одетые в богатые одежды небесные танцовщицы и куртизанки. Помимо всего прочего, ублажают в раю павших в бою героев.

Их там видимо-невидимо - и все разные! каждая чем-то да отличается. Исключительно изящные. И вечером нам еще посчастливится увидеть, как они танцуют

А это уже не апсары, но тоже офигительно красивый и энергетичный барельеф

Коридоры храма

А тут повесили какие-то священные цветные тряпочки и дают желающим воткнуть в песочек курительную палочку. А потом ласково показывают, куда денюжку класть – вот уж воистину, торговцы в храме

Где-то здесь должна быть лестница в рай, последний уровень в Ангкор Вате, по которой мог подняться только король, не эта ли? вот и посторонним вход запрещен

Цветы на воде - говорят, они распускаются только рано утром

Возвращаемся к парковке и парапету, на котором мы встречали рассвет

Воздушный шар не летает, на приколе стоит. Говорят, вчера другой такой же упал на землю – так что у этого заслуженный карантин

А можно и на этих расписных покататься, только хозяев не видно

В соответствии с планом залезли в автобус и поехали на завтрак, а Алка осталась фотографировать. Кстати, когда говорится «Алка пошла фотографировать» или «Алка потерялась», имеется в виду Алка Л. Так вот она и потерялась. То есть мы заехали за ней после завтрака, и вот тут она должна быть, и нет ее.

Кстати, внутри Ангкора между крупными гадюшниками (храмовыми комплексами) мы перемещались на шатлах – слабо, но кондиционированных. Впрочем, я не уверена, что эти шатлы доступны всем – возможно, только группам.

Так вот, значит – не встретив Алку после завтрака (а она говорит, что ждала нас полтора часа, как такое получилось?), мы поехали в другой храмовый комплекс – Ангкор Том, находящийся от Ангкор Вата в двух километрах. Он гораздо больше по площади и включает в себя несколько архитектурных памятников. Ангкор Ват – храм, а Ангкор Том – город, столица Кхмерской Империи в XII — XV вв. Помимо центрального храма Байона, в Ангкор Том входят два более ранних храма: Baphuon и Phimeanakas, мы их увидим позже.

Главный вход в Ангкор Том для туристов – Южные ворота

К воротам ведет аллея: с одной стороны – 54 ангела, с другой – 54 демона, и каждый ряд держит нагу (змия), посредством которого они производят Пахтанье Молочного океана. Переднее божество (первое, у которого видно лицо) похоже на мою племянницу – с чего бы это?

А это демоны – и кстати, вовсе не противные: я и людей таких встречала

Мы зашли за ворота и собрались в кучку перед тем, как отправиться на штурм Байона. Кстати, все видели, как я страдаю? визуалу лучше один раз увидеть, чем двадцать раз услышать

А некоторые изучали, как строился храм.

И даже катались на слонах (но это не мы). На слоне с таблеткой – что-то в этом есть, даже после монахов с мобилами

Хоть обезьяны без ничего – как в старые добрые времена

И вот наконец – центральный храм Ангкор-Тома, Байон, главный храм королевства Джаявармана какого-то (номер забыла). Пятьдесят четыре башни издалека смотрится как каменный лес

И каждую из них украшают четыре лика Будды

Нечто совершенно невероятное!

Стена

И здесь тоже апсары, куда без них

Но апсар мы уже видели, а чем еще знаменит Байон – так это потрясающими барельефами с необычным сочетанием сцен мифологических, исторических и повседневной жизни кхмеров. Последнее особенно интересно. К сожалению, в сети и в книжках я нашла отнюдь не все картинки, так что смысла их не знаю наверняка. Вот это что – сражаться идут?

А эти с сапогами какими-то. Ух ты. Смотришь – прямо дух захватывает

По морю плывут. На корабле – воины (и тоже с сапогами?). В море, натурально, рыбы. И потопленные воины противника (справа)

А здесь рыбу заворачивали. Тетички взвешивают товар, а слева два китайских воина судачат

Флора и фауна

Крокодил одну рыбу ест, другую держит в руке. И гусь тоже рыбкой разжился

Храм строят? А это справа кто тогда, с мочалкой?

Еду готовят?

И вот, несут, несут эти куличи... И все это 900 лет назад. Девятьсот!

В общем, это какой-то невероятный восторг. Вот здесь вы можете посмотреть целые панорамы, а не кусочками.

И еще один снимок – моя нечаянная радость. Там по храму гуляет эта группа костюмированных апсар, чтоб народ с ней фотографировался. Ну я щелкнула, ясен пень, кого могла – и апсар, и туристов, а потом Левка говорит: смотри! у тебя справа на переднем плане живой кхмерский профиль – чисто как у каменного Будды напротив!

В этих лабиринтах потерялись Ларка, Галя и Рита. Нашлись через некоторое время.

Зато потом потерялась я. Мы направились к храму Бапуон, и я честно спросила местного гида, когда ожидается туалет, а он честно ответил, что через час.

И вот делать-то было нечего – народ честно пошел взлезать на храм Бапуон, а я честно углубилась в джунгли пописать. Куда-то сюда

А перед тем местный гид сказал, что мы встречаемся на North Western Gate через десять минут и что выход тут только один. Ну я и топаю себе по стрелочке, типа продолжение визита туда, удивляюсь только, что далековато получается. Выхожу в большое присутственное место – тут базарчики, кафешки, большой хороший туалет, ну думаю, щас они сюда все рванут как миленькие. Никто не приходит, я начинаю нервничать. Пытаюсь позвонить Левке – а как звонить с международного на международный, какой тут код? Спрашиваю местных, они говорят то одно, то другое. Стою в растерянности, тут ко мне подходят добрые американцы. Рассказали, как звонить, пожалели, дали карту какую-то, сказали, что тут недалеко слоновья терраса. А северо-западные ворота совсем в другом месте. Что делать? Иду к слоновьей террасе, а вдруг они там? И тут... в наушнике, до сих пор молчавшем как рыба, вдруг пробивается какая-то жизнь, шумы, голоса. О чудо, группа здесь! Вот они, на парковке, ругают меня на чем свет стоит. И правильно делают, конечно, что ругают – главное, что я нашлась! А они и так меня ждали-ждали, так им уж давно пора ехать дальше. Но теперь потерялся Левка, который пошел искать меня в джунгли.

Куда пошел искать? – Туда, – машут рукой. Я ставлю себя на стратегическое место между джунглями и парковкой, откуда ушел наш автобус. Бегаю туда-сюда, выглядываю желтую маечку. Меня выглядеть труднее, я в белой, а клетчатых штанов издалека не видно – так что если и есть шансы на то, что кто-то кого-то найдет – то я Левку, а не он меня. А желтой маечки нет и нет. И ощущение, надо сказать, не из приятных. А пока я тут мечусь – думаю, самое время будет рассказать, как устроен Ангкор.

Вот такой аккуратненький квадратик в центре карты – это Ангкор Ват, где мы встречали рассвет. Большой квадрат на север от него – Ангкор Том. Строго в его центре – храм Байон. Место, откуда я потерялась – храм Бапуон, он в двух шагах от Байона (см. врезку).

Перед тем как теряться, я успела его сфотографировать

ну и Левка тоже снимал, пока не осознал потери. Вот он, этот Бапуон, более ранний, чем Байон, построен в середине 11 века. Прямо древнеримская архитектура по сравнению с... готикой? барокко? не, отказать. Никогда не любила аналогий, а тут вдруг на старуху проруха

На Бапуон этот можно взгромоздиться и видеть все сверху. Кроме меня, которая потерялась

Какой-то удивительно разный этот храм получается с разных ракурсов

А вот с этой стороны должен просматриваться незаконченный лежащий Будда – то ли статуя, то ли барельеф. Ну ни фига не вижу! То есть вижу некое ухо, но уж больно незаконченное

Дальше Левка нервничал и уже ничего не фотографировал, только львов таких импозантных упустить никак не мог. И наги, как всегда, рядом с ними, слева и справа

Я же тем временем, пробегая по джунглям, наткнулась на еще один маленький храмчик, Phimeanakas

Очень милый

И на это вот святилище. Не знаю кому это нужно, но называется оно Preah Palilay. я его по книжке опознала

И это все было еще до того как я поняла, что потерялась – иначе б тоже не фотографировала.

А теперь я стою на этих ступеньках –

и это есть та самая Слоновая терраса – одна из достопримечательностей Ангкор Тома. С нее король Ангкора Джаяварман VII встречал свою победоносную армию и вообще вещал в народ. А называется так из-за слонов, вырезанных на ее восточном фасаде.

Но мне конечно не до слонов ни до каких, я высматриваю желтую маечку, то совершая вылазки в сторону джунглей, то отбегая в стратегическое место, откуда сверху видна парковка. А маечка не высматривается. Ну и что теперь делать, а? Вот на этом месте я, пожалуй, и прерву свой жалистный рассказ.

Наверх
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 7