На главную страницу
Часть 1
Часть 3

Аляска - 2

Vancouver – Inside Passage – Juneau – Mendenhall Glacier – Skagway – Klondike Highway – Glacier Bay – Ketchikan – Misty Fjords – Inside Passage – Vancouver

18 сентября 2012

В Скагуэй мы приплыли аж в семь часов утра, но позавтракали и выползли наружу ближе к девяти. Чудный городок, гораздо поменьше Джуно, но и посимпатичнее, пожалуй. Улица Бродвей упирается прямо в наш корабль

Скагуэй (Skagway), город в США, на Юго-Востоке штата Аляска. 0,7 тысяч жителей (1970). Начальный пункт железной дороги к Уайтхорсу (Канада). Основан в 1897 во время «золотой лихорадки» как начальный пункт пути через перевал Уайт (White Pass) к золотым приискам в бассейне реки Клондайк.

Когда в октябре 1897 года на Клондайке нашли золото, многие старатели останавливались в Скагуэе перед тем, как отправиться в долгий путь к реке Юкон, и население города практически за несколько ночей увеличилось до двух десятков тысяч человек. Тогда-то он и получил свое название "Ворота на Клондайк".

Вот этот симпатичный и оригинальный домик - дом Арктического братства (Arctic Brotherhood Hall), построенный в 1899 году, в эпоху бурного развития города и больших надежд. Его фасад украшают более чем 8800 деревяшек, собранных на побережье. "8800 плавников" - значится на одном из русских сайтов, что напоминает нам хорошо забытое русское слово "плАвник".

Этот салун - тоже очень известный домик: бывший бордель, а ныне популярный паб

А это древний снегоочиститель легендарной железной дороги, «White Pass and Yukon Railway (WP&Y, WP&YR)»

Самым популярным маршрутом золотоискателей к золотым приискам в Доусоне была ненадежная тропа из Скагуэя или Дайи, через горы к канадской границе на вершине перевала Чилкут или Уайт-Пасс. Там старатели получали разрешение канадских властей на пересечение границы, при условии, что у них был запас продовольствия. Для транспортировки припасов на перевале Уайт-Пасс использовались лошади, на перевале Чилкут старателям приходилось их тащить на своем горбу. Старателям приходилось делать несколько рейсов - железная дорога была просто необходима. Работы по строительству дороги-узкоколейки из Скагуэя в Уайтхорс начались в 1898 году - и всего за 26 месяцев она была полностью построена! Сегодня это одна из самых живописных дорог, охраняемая как историческое наследие страны. Вот вдоль нее-то и лежит наш сегодняшний путь.

Взяли в прокате машинку и поехали по Клондайкскому шоссе на север, через канадскую границу и далее. Шоссе это соединяет Скагуэй с городом Доусон в территории Юкон (это уже Канада). Общая протяженность трассы 716 км - а нам было предписано доехать до городка Каркросс - это километров 115.

Хозяин арендной конторы выдал подробную бумажку, на которой были расписаны разные места вдоль нашего пути. Первые 24 км идут по территории США, затем трасса пересекает границу и проходит по территории канадской провинции Британская Колумбия до 81 км, оставшаяся часть маршрута проходит по территории Юкон. И трасса эта в большей своей части параллельна маршруту старателей во времена золотой лихорадки 1898 года.

Красота и дикая природа начинаются сразу за пределами городка

На 11-й миле - мост Уильяма Мура. Он перекинут через узкое и глубокое ущелье, представляющее собой активный сейсмический разлом, и сконструирован сейсмоустойчивым: жестко зафиксирован только с одной стороны, а вторая не закреплена, чтоб могла свободно двигаться при землетрясении. Че-то после этих разъяснений не хочется по нему никуда ехать, хотя мы уже благополучно это проделали

Вот смотрите: в нижней части этого снимка - деревья, растущие на дне ущелья - а кажется, что это отражение в воде деревьев из верхней части... оптический обман!

Примерно на 14-й миле - вершина перевала: White Pass Summit, и здесь начинаются потрясающие виды субарктической альпийской тундры. А совсем, казалось бы, рядом, на побережье - совершенно другая климатическая зона с влажными дождевыми лесами.

Это место еще называется "Tormented Valley" - и ведь правда, у нее какой-то немного замученный вид

Озеро Summit Lake

на фоне заснеженных гор

Еще чуть севернее - канадская граница, проверяют паспорта и все такое. То есть нет, не все: в глаза и в паспорта заглядывают, а пальцы не трогают. Едем дальше

На 35-й миле начинается озеро Тутши (Tutshi) и тянется на протяжении десяти миль. Краси-ивое

Озеро Тагиш и посреди него - остров Bove, щедро раскашенный в осенние тона

Это мы все ехали по канадской провинции Британская Колумбия, а теперь - въезжаем на территорию Юкон.

И сразу за границей Юкона - городок Каркросс

Каркросс – смешное название, образовавшеееся как сокращение от Caribou crossing (Оленья переправа). "На Оленьей переправе ветер опять как нельзя более кстати отклонился на четыре румба к юго-востоку, погнав их по протоке к озерам Тагиш и Марш" (Джек Лондон). Не то, чтоб я из книжки помнила - случайно в сети попалось. Но все равно приятно.

Наверное, главным сюрпризом сегодняшнего дня оказалась "самая маленькая пустыня в мире", обнаруженная вблизи Каркросса. Пустыня на Аляске - только подумать!

Строго говоря, то место, где мы находимся - это не полуостров Аляска и не штат Аляска (хотя "пустыня в Юконе" тоже звучит красиво)

Если еще строже говорить, то и пустыня - не пустыня, а огромный склад песка, образовавшийся в ледниковый период на дне больших ледниковых озер (а по мне так если она выглядит как пустыня, то пустыня и есть). На сегодняшний день песок, в основном, поступает от находящегося неподалеку озера Беннетт, откуда его приносит ветром. На дюнах произрастает большое количество растений, включая редкие виды, как, например, байкальская осока и юконский люпин.

И со снежными горами на горизонте – это все-таки круто!

Далее, в паре миль после Каркросса - Изумрудное озеро (Emerald Lake). В нашей бумажке черным по белому написано: "теперь вы знаете, почему мы рекомендуем этот маршрут!" В смысле, вот досюда вам надобно доехать и восхититься. На фотке - увы - озеро не вышло целиком. И изумрудным тоже не вышло. Но в реальности - подтверждаем - действительно красиво

К несчастью, в Каркроссе оказался туристический офис для туристов, куда мы зачем-то зашли. И там нам поведали тетеньки, что из городка можно сделать круговой маршрут на три часа в сторону севера, и народ посмотрел на часы и сказал "О! успеем". Совершенно игнорируя правила нашего автомобильного проката, запрещающие выезжать на ихней машине далее Изумрудного озера. Уж я не говорю о том, что мы находимся на расстоянии 70 миль от нашего корабля, и увеличивать это расстояние неизвестно чего ради тоже совсем неохота. (Примечание: не то что мы с Левкой такие уж прям законопослушные, но на предмет назначения себе графика перемещения и возможности его соблюсти - несколько травмированные. Травма настигла нас в Испании два года тому назад, когда мы застряли ни с того ни с сего на горной дороге и проторчали часа три in the middle of nowhere, так и не найденные якобы выехавшими на наше спасение техниками. В результате мы не успели до заката к одному из красивейших мест нашей программы, и значит не увидели его совсем. Но это ладно: что мы не увидели эти Лас Медулас - сущие пустяки по сравнению с возможностью опоздать на корабль. Ибо вряд ли мы, если что, угонимся за нашим Зюйдердамом по завтрашнему Ледниковому заливу.) Короче, мы с Левкой были против, но никто нас слушать не захотел, и поехали дальше. И этот эпизод немного поломал мне кайф сегодняшнего в остальном прекрасного дня.

После озера дорога оказалась настолько же скучной, насколько интересной она была в предписанных местах. Ну, в общем мы доехали-таки до Юкона и сфоткались на фоне. Только не говорите, что мы уже: то был Юкон-территория, а это - Юкон-река

На этом месте нам с Л. вышла амнистия. Трехчасовой круг мы завершать не стали, а поехали обратно, еще умудрившись немного свернуть не туда, но относительно вовремя спохватившись.

Ну и вот проезжаем те же места на обратном пути.

Освещение другое - получше, чем утром

Так что с удовольствием останавливаемся и снимаем

Немного не доезжая до города Скагуэя, свернули направо, как велела бумажка, и по узкой извилистой горной дорожке доехали до города-призрака Дайи, ничего там, как и следовало ожидать, не обнаружив

Во времена Золотой лихорадки Дайи соперничал со Скагуэем за звание ворот на Клондайк. Дайи был основной базой старателей перед перевалом Чилкут, от Скэгуэя же дорога шла через перевал White Pass. 3 апреля 1898 года 65 старателей погибли при сходе лавины на перевале Чилкут. После этого основным маршрутом стал White Pass Trail, который начинался от Скагуэя. Ещё меньше жителей в Дайи осталось после того, как начала действовать железная дорога через White Pass - и постепенно Дайи превратился в город-призрак. Скагуэй победил...

Заскочили на панораму. Вот они, родимые, не уехали еще. В смысле, надеемся (пока с уверенностью), что один из этих черненьких - наш Зюйдердам

В результате последних горных экзерсисов нас девочек немножко укачало, и мальчики отвезли нас гулять по Бродвейским магазинам, а сами поехали на кладбище. Не простое, а золотое. Историческое кладбище "золотой лихорадки", где похоронены множество старателей, а также местный антигерой "Соапи" Смит и герой-избавитель Фрэнк Рид.

"Соапи" Смит ("Мыльный" Смит) был омерзительным типом, державшим весь город за грудки. На протяжении нескольких лет он и его банда занимались мошенничеством, вымогательством и шантажом, пока сам Соапи не был убит в перестрелке Фрэнком Ридом (должность/титул Фрэнка обозначается как city surveyor - и хотела я бы знать, что это такое). К несчастью, Фрэнк Рид был смертельно ранен в той перестрелке и пережил Соапи Смита лишь на 12 дней. Вот его памятник - солидный, как и положено герою

Могила же Смита выглядит совсем по-другому: жалкий камень на земле, огороженный четырьмя веревками - и даже останки его не под камнем, а на три фута в стороне.

Сдав машину, мальчики еще взяли по пиву (без нас), а мы тем временем посещали магазинчеги, знакомясь с репертуаром местных народных промыслов

В общем, день был прекрасен. Теперь уже можно рассказать, что, готовясь к круизу, я с изрядной тоской изучала западноамериканского Мишлена, удостоившего Скагуэй, Джуно и Кетчикан максимум одной звезды. Красоты, увиденные на Клондайской дороге, тянули на две, если не на все три - а в городе Скагуэе, как нигде, ощущаешь дыхание живой истории. Мишлена с его одной звездой уволить с чертям собачьим, а Ирену с Леоном (несмотря на юконский демарш) наградить орденом Диора третьей степени за то, что придумали снять машинку и ехать самостоятельно супротив туристическим экскурсиям для туристов. Все это удовольствие стоило нам 63 бакса на пару, включая бензин и одно пиво на семью. А аналогичная казенная экскурсия стоит 80-90 баксов на одного. Если кто хочет нашу прокатную контору - держите: http://www.sourdoughrentals.com/Suggested_Route.html

На корабль вернулись практически к самому отплытию. Вот он, родимый! Манит теплыми огнями и предчувствием вкусной еды. Мы таки вздрогнули слегка, вспомнив наши страхи, когда прямо за нами убрали трап

Поужинали мы с Левкой, как и собирались, демократично в "Лидо" на 9-й палубе. Не, ну конечно, в "Висте" вкусней, изысканней, интересней и все такое, зато здесь рассиживать не надо и съедаешь меньше, а вкусно - так оно все равно вкусно. Отдохнули от официоза, завтра будем рассиживать в "Висте" с новыми силами.