На главную страницу
Часть 2
Часть 3
Cappadocia: Göreme – Içeridere/Zemi Valleys – небо над Каппадокией – Göreme Open Air Museum – Swords Valley (Kiliçlar) – Love Valley – Pigeon (Guvercinlik) Valley – Çavusin – Avanos – Paşabağı (Monks Valley) – Ürgüp – Sunset Point – Ortahisar – Kaimakli – Ihlara Valley – Niğde – Soğanlı – Göreme – Istanbul (подробности в свое время)

Турция 2008. Часть 1.

Дорогие друзья! Мы вернулись окончательно и начинаем выкладывать атчот. Авторство традиционное: поток сознания мой, фотки LM и тексты, приписанные иногда курсивом – тоже его.

Расскажу, как выбирали куда ехать. Впервые увидели нереальные пейзажи Каппадокии у lada_wind и запали. Для отпуска в начале октября погода там вроде самая подходящая. Вот добираться туда не фунт изюма: 10-11 часов пилить на автобусе из Анталии не очень заманчиво. Другие варианты: глобально путешествовать по Турции на машине (опыт показал, что это вполне реально), либо на самолете через Стамбул. А если там пересадка, то уж и Стамбул заодно посмотреть. Так оно все и сложилось, а остальные перипетии выбора маршрута будут выплывать по ходу рассказа. Поехали!

2 октября (четверг)

Полет был на Turkish Airlines, вылет из Бен-Гуриона в 5:45, прилет в Стамбул в 7:30, а вылет из Стамбула в Невшехир планировался на 10:00. Перебраться из международного терминала в местный – раз плюнуть, так что в следующий раз можно и покороче коннекшн сделать – а то скучно, делать нечего. А так ничего, даже на домашнем перелете (всего-то час) кормили вкуснее, чем на международном. Летим над Стамбулом:

Прилетели в аэропорт Невшехира, сели посреди пустыни. Конвейер с багажом не круговой, а чемоданы просто выпадают в осадок в конце ленты. Наши выпали последними, как положено. Но это ничего, потому что бесплатный шаттл с буквами THY на лобовом стекле (как велел наш будущий хозяин Фарук) нас благополучно дождался. И мы на этот автобус взгромоздились и доехали до центра города Невшехир. Заодно поняли, почему Фарук не приехал нас встречать в аэропорт, а велел ехать в город – все-таки километров 40 от аэропорта. Вылезли на конечной, никто не встречает с плакатом «Мистер и миссис М.». Ну, думаем, началось. Однако тут подходит к нам мужик абсолютно европейской внешности и радушно улыбается – а то, что местный, видать исключительно по пиджаку (в смысле, по его наличию). Тут мы сразу и поняли, что Фарук. Потом он рассказывал, что когда ему было 18 и он был молодой и красивый (видимо, еще краше), у них снимался советско-турецкий фильм, и режиссер из Питера хотел увезти его с собой сниматься в кино. Отец не пустил...

Посадил он нас в свой видавший виды транзит и повез в наш Гёреме. Почти сразу по дороге стали попадаться причудливые скалы, а затем наплыл величественный Учхисар. За пару километров до Гёреме Фарук высадил нас поснимать открывшуюся невероятную панораму.

Вместе с вездесущими японцами. Вот как это они? даже в чужой кадр умудряются залезть.

Отельчик оказался просто чудом: уютный, сделанный любовно и с большим вкусом, и архитектура своеобразная. Вот, к примеру, наша комната.

Я просилась поспать после бессонной ночи, но Левка сказал нечего: пожрать и в путь. Пошли в центр выбирать ресторанчик, там их чертова прорва. Сказать чтоб уж так было дешево, как расписывали – это нет. Или это в Стамбуле обещали, что будет дешево? Короче, нашли один ресторанчик, ужасно симпатичный, с обалденной турецкой музыкой и сидеть на полу на подушках. Мне заказали Gözleme, а Левке суп с чечевицей и манты. Ну, то есть, это мы подумали, что Manti – это манты, а в результате они оказались равиолями без мяса, плавающими в йогурте. Зато Gözleme были вкусные. Впрочем, хлеб он редко когда невкусен, особенно когда поджаренный с фаршем.

Теперь за работу. Пошли куда-то направо и попали на хребет, идущий на юг меж долин Içeridere и Zemi. Тут мы не очень уверены насчет названий, так как указателей не видели, но судя по карте, любезно предоставленной Атаман-отелем, это примерно они. Распечатайте эту карту, если едете в Гёреме, пригодится.

Вот, Пестрый вырвался на свободу:

Вообще улет, конечно, полный, чего тут говорить.

Вот хижинки-карандашики

Вот домики в буденовках

Вот блямба типа улитка

И пять ног с коленками

И к чучелу чудища не подошедшие зубы, хребет, плавник

И Учхисар вдали

И пред ним живая голова

Голову мы, кстати, позже еще встречали, когда гуляли по Голубиной долине – значит сегодня гуляли совсем рядом с ней.

На обратном пути попали в нетуристические кварталы городка, пошлялись там среди местных жителей. Вот так прямо некоторые и живут в этих скалах.

Теперь решили найти супермаркет побольше и закупится на наш традиционный путешественный ужин «приезжай-попьем-вина-закусим-хлебом-с-колбаской». Нашли самую большую лавку, колбаска лежала на прилавке, но оказалось, ее не продают. Мы на всякий случай не настаивали, а купили бутылку молодого каппадокийского вина, кусочек сыра и булку и пошли в отель ловить скайп.

В номере скайп не ловился и Левка вышел ловить его на сундук рядом с комнатой.

Однако на сундуке не хватало электричества, и пришлось перенести компьютер в ресепшн, где было все. Однако тут-то он родимый и крякнулся: beginning говорит the dump of physical memory. Племянник Фарука, проходивший мимо (позже выяснилось, что работает он в турецком НР, а зовут его Джихад), заметил, что нынче компы больше 3-4 лет не живут, чем меня обидел и не на шутку расстроил. А Левка сказал, что если уж мы закладываемся на комп в поездках, то надо было хотя бы флешку с системой захватить с собой. Племянник вообще-то был страшно симпатичный и впоследствии сконфигурировал для нас тырнет, с чем бы Фарук явно не справился.

Расстроившись из-за компа, решили с горя напиться. Хлеб и сыр оказались вкусные, а вино нет. Но голова на следующий день не болела. Как напились, компьютер включился, так что обошлось на этот раз. А на закате Фарук позвал смотреть шары над городом. Так их видно с нашей улицы

Зум

Спать залегли аж в 8 вечера, потому что ночью не спали, а назавтра нас обещали в 7:10 отвезти на воздушный шар.

3 октября 2008 г.

Это мы типа решили хватать быка за рога, пока погода хорошая, а то вдруг погода испортится и не достанется нам воздушного шара. И правда, ровно в 7:10 приехала белая машинка, на ней мы стремительно протряслись по крутым улочками Гёреме, собрав еще с десяток туристов, выехали в чисто поле, выгрузились из машинки и стали ждать. Там стоял термос с кофе и печеньками и околачивались еще туристы. Еще в машине мы зазнакомились с тремя австралийцами, родителями с дочкой, и беспрерывно болтали, так что скучно не было. Они рассказывали, что за свой отель платят не 50 евро как мы, а 120 (правда, у них две комнаты на троих). Просто не могли найти дешевле из-за праздника Байрам, который идет после Рамазана (так по-турецки называется Рамадан). А вокруг вовсю взлетали разноцветные шары

и японцы не били баклуши, работали в поте лица.

Тут снова приехала наша белая машинка и стала зазывать обратно. Мы удивились, но полезли. Оказывается, нас повезли на другую площадку, где стоял битком набитый воздушный шар, то есть не шар, конечно, а его гондола. В гондоле несколько отсеков, в каждом по два-три человека. В центральном - капитан.

Нам показали две дырки в маленьком отсеке гондолы и велели туда взгромождаться. На минуту мне показалась, что через эти дырки мы должны будем смотреть наружу, когда полетим, но оказалось это чтоб ноги ставить при залезании. Когда залезли, у нас стали активно отбирать рюкзаки. Я быстренько согласилась, а Левка долго не сдавался, он очень не любит, когда его разлучают с рюкзаком. Но они в конце концов победили, и это было щастье, потому что в отсеке стало возможно худо-бедно повернуться. А совсем толстых людей на воздушном шаре, кстати, не было, толстых бы туда не влезло две штуки. Еще Левка заметил, что людей выгружали из гондолы по одному-двое и сразу на их место – замену, чтоб шарик не улетел.

Подошел какой-то шутник, спросил, написали ли мы завещание – если нет, то самое время. Я было подумала, не вылезти ли нафиг, но тут мы полетели и стало не так страшно. Вот, он сказал «поехали»

Белых машинок было две (это хорошо видно на фотке): одна обслуживала пассажиров, другая - прицеп, который обслуживал шарик и его корзину.

Видимо, из-за наплыва желающих полеты проходили в несколько смен, и наша была последняя. Повезло, я считаю: не пришлось вставать перед рассветом, зато довелось наблюдать процесс свертывания, что тоже интересно.

На дорогах таких прицепов встречалось множество, некоторые с совсем небольшими корзинками - человека на четыре от силы. Видимо, можно завести свой частный шар и кайфовать. Но искусство управления - должно быть, целая наука. Всего то и есть, что три горелки и две веревки. А результаты поразительные.

Потом правда стало страшно опять – когда увидели несколько шаров совсем высоко и представили, что туда мы тоже полетим. И мы таки полетели и увидели, что земля круглая.

И вообще все-все-все

Нас пугали, что будет очень холодно наверху, но очень не было: футболки и флиса вполне хватило. Если б сверху не пыхали горячим воздухом, было бы конечно холоднее.

Большой – наш шар, маленький – чужой.

Было офигительно красиво

Полетали мы так примерно час и начали спускаться. Пока спускались, за нами приехала машинка с прицепом. Шофер вылез из машины, разжег сигарету, посмотрел, куда дует ветер. Потом выпустил маленький красный воздушный шарик: я-то думала, чтоб нас развеселить, а оказалось, с той же целью проверки ветра. Когда спустились совсем низко, наш пилот велел jump everybody, и попрыгав, мы виртуозно сели на прицеп. Вылезать было гораздо веселее, чем влезать. Вот здесь как раз хорошо видны те дырки, через которые я собиралась смотреть на мир, а рядом австралиец.

Потом нам раздали по бокалу шампанского и по диплому о том, что мы летали на шаре. Удовольствие стоило 120 евр на брата. Фарук сказал, что это special price, но опрос других туристов показал, что прайс этот не был такой уж прямо спешиал. С другой стороны, я знаю людей, которые не полетели, потому что с них затребовали 600 евро на двоих.

Вернувшись в отель, мы позавтракали внизу под панно с тайной вечерей за таким же длинным деревянным столом, как на картинке.

Хороший завтрак: огурцы-помидоры-хлеб-сыр-колбаска. Колбаска, правда, кошерная, невкусная. И меню, как позже выяснилось, постоянное, так что надоело к концу срока.

Часов в пол-одиннадцатого собрались и потопали в Open-Air Museum. Это километра три пехом от нашего отеля. В гору. Но утром сил полно. Встретилось деревце по дороге.

Деревце с горшками – намек на то, что рядом магазин керамики, места тут керамические. А с тряпочками - от сглазу.

В музее покупаешь билет за 15 лир и идешь лазать по церквам. За одну из церквей, находящихся на территории музея, надо платить еще 8 лир дополнительно, она называется Темная церковь (Karanlik Kilise). Тут хорошо написано про нее и про Гёреме вообще. Я подозреваю, что это та самая, откуда скопирована фреска тайной вечери, под которой мы завтракаем. И есть еще одна церковь (Tokali), которая не на огороженной территории музея, зато в первые 15 лир включена. Это чтобы скучно не было.

Выглядит все это так:

Ужасно забавное мероприятие – это хождение по церквам.

Взгромождаясь в очередную церковь, выдолбленную в скале, ты никогда не знаешь, будут ли там намалеваны пара крестов и орнамент или же красочно и подробно выписаны разные живописные истории.

Внизу обычно бывает трапезная - и карабкаться высоко не надо.

А вообще-то, вообще-то... тот, кто читал роман Умберто Эко «Баудолино», не даст соврать, где мы щас отдыхаем – если, конечно, лазание по церквам можно назвать отдыхом.

«Горы все приближались; по мере этого путники все отчетливее могли разглядеть их форму. За каменистой россыпью постепенно взбугривались мягкие всхолмия желтоватого цвета, как будто бы, по мнению Коландрино, это были сбитые сливки, или нет, горстки сахарной пудры, опять не то, похоже было на песочные куличики, поставленные ровненько рядом: на рощу куличиков. А за куличиками торчали каменные пальцы, увенчанные нашлепками из более темного материала, наподобие шляпок, то остроконечных, то плоских, выступавших вперед и во все стороны над стволами. Двигаясь дальше, путники попали в гущу менее остроконечных сопок. На поверхности каждой сопки было множество дыр, чисто пчелиные гнезда. Путники, присмотревшись, убеждались, что дырки служат людскими жилищами. Каменные поместилища и выдолбленные в скале гроты приспособились для обитания. К их устьям были подведены легкие деревянные лестницы, лестницы пересекались на разных этажах и все вместе образовывали вокруг каждой скалистой громадины воздушную обитаемую сетку, в которой, как с отдаления представлялось, сновали какие-то мелкие муравьи, это и было население, книзу и кверху."

Вот. Страна Пресвитера Иоанна, город Пндапетцим, добро пожаловать. А если вы спросите, где же каменные пальцы, увенчанные нашлепками из более темного материала – немного терпения, до послезавтра.

Вопрос, естественно возникающий в этом музее – почему такая огромная концентрация церквей по отношению к обычным домам. А правильный ответ, видимо, такой: потому что обитатели этих мест были «профессиональными» христианами, в смысле скрывались тут от своих преследователей и это и была их ежедневная жизнь.

После трех-четырех таких церквей мне натурально пришел на ум анекдот, известный каждому израильтянину. Давид Леви (был у нас такой министр) пошел в оперу, в первый раз. Его спрашивают, почему он ушел со второго акта. Он отвечает: «hevanti et-ha-princip» (принцип я понял).

Итак, принцип я поняла и музей уже была готова покинуть. Единственное, что не давало покоя – одна церковь, увиденная на картинке anno-nin: там на стенах красовались курИца и неведомый миру инсект типа кузнечик. Они тоже нашлись, эти двое! В маленькой церкви под названием Санта Барбара

И даже если отвлечься от курИцы – какие все же упоительные линии!

Вот как этот участок музея выглядит снаружи:

наверху – церковь Санта-Барбара, а внизу под ней видна еще одна церковь - там, где много народу толпится. Эта церковь тоже знатная, называется Church with Apple (Elmalı Kilise).

Толпа у входа - итальянская группа. Группа уставилась в ущелье (на картинке – налево), а гидша им рассказывает «палома то, палома се». Потому что на другой стороне ущелья - голубиные дома: голубей заманивают в эти дома, чтоб оставляли там ценный для сельского хозяйства помет.

Ну все! Теперь можно и домой. Есть еще один должок – «синяя церковь», но у меня есть идея, где мы ее найдем. И правда! Самая классная церковь (Tokali, 10-11 век) стоит на обратном пути из музея справа от дороги. На пути туда она, впрочем, тоже стоит, но зайти в нее нельзя, потому что нужен билет.

Все, закончили с открытым музеем. Потом зашли в ресторанчик и захавали там турецкое блюдо под названием pide, оно же турецкая пицца: я с сыром, а Левка с фаршем и мелкими зелеными перчиками – они тут их в каждую еду пихают, а я не люблю. И яблочный чай дали очень вкусный, больше нигде такого не давали. У меня, правда, подозрение, что просто сахару не пожалели.

Ошибочно решив, что отдохнула, я опрометчиво согласилась с Левкой переться в Долину мечей, которая там неподалеку (Kiliçlar Vadisi). На указателе внизу подпись мелкими буквами: "professional tourist"

Которые из этих мечи, мы так и не поняли

но точно поняли, что в разгаре солнцепека таскаться по долинам не следует. Зато видели еще полно таких же церквей, как в открытом музее, и совершенно бесплатно. Понятно, конечно, что самые ценные попали в ограду музея, но тут тоже есть красивые.

Вот это, к примеру, дикая церковь из Долины мечей

И эта

Обратно шли по шоссе, вернулись совершенно убитые – пока поспали, сделалось часов 5. Спросили у Фарука, куда бы податься, он послал нас на холм смотреть закат. Вон туда прямо, левее минарета – подъем. Подъем, правда, был с развилками, мы немножко заплутали и пока дошли, солнце уже практически село.

На холме обнаружилось еще несколько живописных группок любителей заката.

На фотографии не видно, но любопытно отметить, что холм этот стоит прямо посреди городка.

А в городке ночью некоторые конусы подсвечиваются

Спускаясь с холма, мы с Л одновременно пожалели, что не записали координат австралийцев. Только спустились с холма на главную улицу, глянь – они родимые, торгуют подушки в лавке на углу. Тут-то мы и обменялись координатами. И еще купили у мужика на улице орешков: фисташки поменьше, чем наши (иранские), но не менее вкусные, а абрикосовые косточки вообще обалденной вкусноты, и у нас таких не водятся.

4 октября 2008 г.

Сегодня у нас последний пеший день. Из списка того, что досягаемо ногами из Гёреме, остались Долина любви и Учхисар+Голубиная долина (Pigeon Valley). Учхисар было велено смотреть на закате – соответственно, c утра пораньше мы поперлись в Долину любви (Bağlıdere) . Фарук сказал идти километра два по шоссе на Учхисар, и тогда слева будет панорама, а справа ювелирная фабрика, и оттуда направо – спуск в долину.

Мы честно топаем 5 км в гору по жаре, фабрика справа йок, а на всех пяти панорамах слева не говорят по-английски. На вопрос про долину любви пожимают плечами и машут руками в неопределенном направлении, при этом тычут пальцыем вниз: вот мол голубиная долина, иди гуляй, сдалась вам та любовь. И правда, где-то даже обидно: мы уже дотопали до Учхисара по шоссе, а могли бы – по красивой долине.

Тут, правда, тоже есть интересные кадры: вот жилой домик, вписанный в конус

А тут вообще непонятно, кто живет: люди или голуби - но тоже вроде комиссары в пыльных шлемах

Ладно, чего там: двинули на Учхисар, если так, вон он впереди виднеется.

Тут вдруг смотрим, направо - ювелирная фабрика. Love Valley? – спрашиваем. Да-да, Love Valley, вот сюда, 3 км. Обрадовались, пошли вот сюда. Идем один километр, два, три... глубоко внизу – явная долина, но не любви скорей, а работы. Кипарисы зеленые, какая-то жизнь сельскохозяйственная кипит местами

виды знатные порой

а тропы вниз - ни-ни: близок локоток, да не укусишь. И как мы активно ни вертим головами по сторонам, нигде никаких надписей не видно. Обидно. Единственная радость – небо наполовину укрыто облаками, так что не слишком жарко.

Наконец внизу открылся вид на пенисы, as you have seen on TV.

Мы их пощелкали аппаратом, и зубами тоже пощелкали, потому что тропы вниз нет как нет. Зато наша дорога уперлась в шоссейку с видом на Чавушин, мы свернули по ней направо, прошли еще с километр и еще раз направо, все так же без указателей, но было очевидно, что вожделенная долина там. Однако мне вся эта любовь уже без радости, потому что ноги мои через три часа пути издыхают: это опытом доказано многократно и новые эксперименты ситуацию не меняют. Отправили Левку на встречу с пенисами, он их благополучно запечатлел вблизи.

Я вроде читала, что от Чавушина до Гёреме километра четыре-пять, надо ж еще домой как-то добраться. Мимо идут две молодые турчанки: закутанные в платки, но веселые. Я спрашиваю: долмуш Гёреме, они: долмуш ноу, бат ви Гёреме – ком! Мы обрадовались, идем с ними. Они поворачивают на шоссейку на Гёреме и продолжают бодро топать по ней. Ага, ехидно усмехается Левка, ты наверно думала, что тут за поворотом тебя Мерс поджидает. Я только тяжко вздыхаю и топаю дальше – честно говоря, так и думала. Тут нас однако догоняет желтая машинка с веселым водителем и турчанки зазывают: ком! Так мы и доехали с ветерком почти до дома: Фарук оказался их соседом.

В общем, что я скажу про эту Долину любви: совершенно она не юзер-френдли по отношению к безлошадному жителю Гёреме: до любого ее края надо добираться 3-4-5 км пешком, а жалко ножки-то без толку тратить. С другой стороны, если подумать: на машине ты можешь добраться только в один ее конец и никак не в другой. Следовательно, если заранее знаешь, что на пешком пороху не хватит, то надо подъезжать к пенисам и начинать исследовать долину с той стороны, а там как пойдет.

Решили, что теперь мы заслужили хороший обед с мясом в горшочках (на которое давно облизывались) и направили стопы в ресторан через дорогу. Только вышли из дому – навстречу Фарук и говорит идите на автобусную станцию, там food festival. Ну, мы думали, купим себе что-нибудь маленькое и съедим, а оказалось еще интереснее: каждому выдавали такой пенопластовый поднос-тарелку, в нее наливали похлебку из хумуса c говядиной, и еще каждому полагалась большая булка, 2 зеленых стручка перца и виноград.

Еще можно было получить местную лепешку

но за ней надо было долго и специально стоять.

Отобедав, пошли домой спать. Попили кофе и с трудом выскребли себя из дома на следующую прогулку.

На этот раз решили пойти в Голубиную долину по направлению на Учхисар, а там посмотреть, дойти до него или вернуться, бо время позднее. Вот это, с одной стороны, была прекрасная прогулка! С той стороны, что красиво, тенисто, зелено и загадочно в закатном освещении.

С другой стороны, как по этой долине дойти до Учхисара, совсем даже непонятно. Если в начале долины еще висят какие-то бодрые указатели, то дальше идет куча всяких развлетвлений, одни заходят в тупики, другие выглядят не очень проходимо – в общем, мы решили не рисковать и вернуться. Всего прогуляли часа ни два ни полтора и наснимали кучу прекрасных кадров.

Незнайка на луне

Эти глаза напротив

Средневековье

На обратном пути зашли в ковровый магазин. Долго и весело торговались с симпатичным пареньком по имени Хасан: торговались, наверное, плохо, но удовольствие получили. В удовольственный комплект вошла закупка текстиля в виде оранжевого покрывала и двух подушечек. Потом мы начитались путеводителя про Стамбул и решили, что дорого - но после реального Стамбула оказалось, что нормально.

Вечером закончили этот насыщенный день ужином в ресторане «Софра», который, кстати, рекомендуем. Заказали тести кебаб (то самое мясо в горшочках, у которого сам отбиваешь крышку большим ножом), джаджик (вкуснейший!) и еще какой-то салат. Под конец принесли халявную дыню и арбуз, не говоря уж о вкуснейшем хлебе. Вот что тут приятно, в Турции, в отличие от Сицилии, которая вспомнилась почему-то, что все незаказанные ништяки приносят бесплатно. А в Сицилии все норовят втюхать исподтишка: то хлеб, то маслины.