На главную страницу
Часть 7
Япония-2

18 сентября 2007 г.

Билет на шинкансен Hikari мы зарезервировали еще вчера, на 8:36 утра. Говорят, что в Хаконе из Токио лучше и дешевле ехать от Shinjuku на каком-то там романтическом поезде (около 5000 йен), но поскольку у нас был JR пасс и мы подсчитали, что успеем всюду подешевке, если задействуем его прямо с завтрашнего дня, мы пошли другим (впрочем, тоже вполне классическим) путем: доехали до станции Odawara и там купили Hakone Free Pass – а точнее, Hakone Weekday Pass: в будень он дешевле и стоит 3,410 денег супротив 4,130 денег в выходной и на праздники. Этот местный пасс оправдывает себя на 100% - если уж ты вообще притащился в это Хаконе.

Итак, в Odawara мы пересели на Hakone Tozan Railway: медленный-медленный поезд до станции Gora. Он ползет в эту гору зигзагами, на одном зигзаге голова и хвост даже поменялись местами. В Gora пересели на фуникулер, который довез нас до станции Soun-zan Cablecar, здесь – на канатку Hakone Ropeway

и плыли по туману

до станции Owaku-dani, где ожидали крутой развлекухи в виде фумарол и черных яиц. Впрочем, еще до этой Owaku-dani путеводитель обещал захватывающих видов, но наиболее захватывающе в этом тумане выглядели сами кабинки канатной дороги.

На Owaku-dani мы выгрузились и пошли смотреть на фумаролы, которые смотрелись довольно бледно по сравнению с их коллегами на сицилийским острове Вулкано, посещенном нами полгода назад. Я даже нечувствительно заметила, что в голове крутятся бессмертные строки «нет уж, братцы, надо ездить поближе, не на край мать-перемать его света» (хоть и написанные по другому поводу). При хорошей погоде из Owaku-dani обещают вид на Фуджи, это одна из завлекалок маршрута и, как было уже сказано, святое – но у нас с ней не заладилось, хорошо еще хоть дождя не было.

Зато яйца – это да! На Вулкано кипящей воды не было и до яиц не додумались, а здесь их варят прям на твоих глазах в двух ваннах с кипятком,

и входят они туда белые, а выходят черные,

и продают их в пакетике по шесть штук за 500 денег, и соль туда прилагается в совсем маленьком пакетике, и мы захавали по черному яйцу

и тем самым продлили себе жизнь на 7 лет каждый – так утверждают местные светила и поверия. Затем покупили сову-матрешку в сувенирном магазине (сов в этой Японии так много и таких хороших, что хоть караул кричи) и поспешно вскочили дальше на канатку, чтоб опередить понаехавшие тут толпы туристов.

Спустившись в Togendai, оказались на берегу озера Ashi, где погрузились на жутко-китчевого вида пиратский корабль.

Тут наконец повеял бриз и стало прохладно – кайф! Плыли меж заволоченных туманом берегов и пытались себе представить, насколько они прекрасны в ясную погоду. Честно говоря, не смогли. Понятное дело, что если поместить на горизонте предзакатную Фудзи, а на передний план ветку сакуры или красно-желтого японского клена, то выйдет красиво, а так непонятно, чего нам здесь искать после Норвегии, канадских Скалистых гор или даже Швейцарии и просто Австрии. В общем, фигня этот ваш Хаконе в неясную погоду – о чем, впрочем, и предупреждал Федор, а мы не верили.

Квазипиратский корабль привез нас в Hakonemachi, там мы пообедали в каком-то подвальном ресторанчике и развеселились, потому что было вкусно. Заказали суп мисо, курицу с рисом и свинку с рисом. Отобедав, Левка сказал, что поступил опрометчиво, а надо было заказывать японскую пищу. Это такой крайне остроумный ход с его стороны, я тоже иногда люблю употребить «надо было». Забрели на чек-пост 17-го века, Hakone Sekisho,

и прошлись тайфуном по сувенирным магазинам. В трофеи вошло кимоно для Левки, шляпа для меня, чашки для чая, да и без совы наверняка не обошлось, просто их теперь уже не упомнишь. Чашки для чая, кстати, не совсем тривиальные – а как бы набранные из деревянной соломки-мозаики разных цветов (или раскрашенные под эту мозаику). Нам сказали, что этот промысел, yoseki, характерен исключительно для здешних мест - и правда, больше мы таких нигде не видели. Сели на автобус, доехали до Hakone-Yumoto, на поезде до Odawara (можно было сразу на автобусе) – и домой. В поезде подумалось, что вот мы спешили-спешили все посмотреть за день, зная, что сюда люди на несколько дней приезжают – а могли бы не сильно торопиться и успеть посмотреть гораздо больше: в частности, посетить Open-Air Museum на станции Miyanoshita. Мы решили, что западное искусство можно увидеть не только в Японии, а черные яйца – только здесь. Может и ошибались.

Вернулись в Токио часов в пять и решили еще поглядеть на императорский дворец, находящийся от нас по другую сторону Tokyo Station. Обнаружили невзрачный на вид мост Nijubashi с охраняющим его одним лебедем и огромный парк-резиденцию за забором с охраняющими его стражами.

Перед одним из входов (кажется, закрытых) на нас напал старичок-японец пообщаться на английском. Откуда вы? – Из Израиля. – А-а-а! хитро произнес старичок. Ливан, Сирия, Египет... – Израиль! Да-да, - грустно молвили мы. Старичок гордо утверждал, что его кондоминиум находится прямо рядом с британским посольством и что за все время его работы на посту он первый раз видит израильтян. Врет небось. Насчет поста – это, видимо, у него хобби такое, туристов подлавливать: мы видели, как улепетывала предыдущая группа, им удалось освободиться только потому, что дед заметил нас свеженьких. Насилу отвязались и потопали домой в гостиницу через огромный императорский фонтан, скучные каменные и стеклянные – в этом районе без выдумки – коробки города желтого дьявола. Каменный мешок! Нэнавижю! Скорей бы уж в Киото!

19 сентября 2007 г.

Сегодня мы в Никко. С трудом вообще уговорила Левку поехать. Хидеко его давеча сбила с панталыку: подумаешь мол храмы, вы этих храмов в Киото выше крыши навидаетесь. Хорошо, что не послушались местного жителя: я ведь тоже чего-нибудь такого про Масаду могу сказануть.

На сей раз шинкансен назывался Nasuno и оказался менее удобным: в том мои ноги вытягивались на полную длину, а здесь нет. Все равно хорошо: сиденья откидываются, на переднем сидении столик, в поезде есть туалет и вообще, чисто и светло. А можно ряд сидений развернуть на 180 градусов, так что получается такое купе. Впрочем, шинкансены достойны отдельного лирического отступления, может Левка его напишет. Доехали до станции Utsunomiya, там пересели на местный JR в Никко, всего два вагончика. Вообще-то путеводители рекомендуют ехать поездами не JR, а Tobu – дешевле и быстрее. И если в первом они правы (но нам все равно, у нас халява сэр!), то во втором нагло врут: 1:50 на Tobu супротив 2:10 на JR – никак нельзя назвать «much more time-consuming»!

Прибыв в Никко, отправились на станцию Тобу в информационный центр (у Тобу и JR разные вокзалы), где милая девушка выдала нам план города и рассказала, как ехать в онсен, о котором писал Lonely Planet. Собственно, главное в Никко – комплекс буддистских и синтоистских храмов, но еще люди ездят на озеро и смотрят панораму и водопад. Поскольку при ближайшем рассмотрении выяснилось, что на озеро надо пилить на автобусе (50 минут при благоприятном раскладе), а к японским красотам природы мы со вчерашнего дня относились скептически – на водопад решили не ехать, а после храмов, может быть, ознакомиться с онсеном.

Онсен – это примерно наше спа, но со всеми присущими ему японскими фичами, из которых главная – что в воду залезаешь нагишом, а потому мальчики отдельно, девочки отдельно. Я желала в онсен еще в Хаконе, но Левка по причине раздельности не выразил энтузиазма, и тогда я написала хокку:
Тридцадь градусов жары, сакура не цветет
Скучно одному в онсене
Без любимой жены.

Левка хокку одобрил, и я успокоилась. Но сегодня желание посетить онсен вспыхнуло с новой силой. Решили посмотреть, как оно сложится.

Под мелким дождем протрусили 5 километров в гору до красного мостика, стоящего отдельно от комплекса храмов - краси-ивый, не чета вчерашнему. Сегодня вообще все гораздо лучше, чем вчера.

Чтобы взлезть на мостик, нужно купить специальный билет за 200 йен, мы решили не взлезать: он и так хорош на фоне роскошных лесистых гор Никко.

Похоже, что здесь, в Никко, действительно природа так природа!

Каждый проходящий мимо турист норовит купить в кассе моста combination ticket в храмы, так что кассиры приспособились и завели специальную бумажку с надписью по-английски, что вам мол не сюда, а вам туда – и суют ее под нос наиболее назойливым.

Крутые ступени через зеленый парк с огромными деревьями ведут наверх, ко входу в комплекс.

Главная жемчужина комплекса – храм Tosho-gu, мы даже думали купить билет только туда, но такого билета не обнаружили. В информационном листке было написано, что можно купить combination ticket за 1000 йен во весь комплекс без спящей кошки или за 1300 с ней. Однако в первой встреченной нами кассе был билет только за 1000, мы его и покупили, а дальше на расстоянии 2 минут ходьбы нашлась касса побольше да поприличнее и там всяких других билетов тоже было. Странно, право слово – ну да ладно, обойдемся без кошки.

А ступени идут все вверх и вверх (так что снизу не видать, что тебя ждет наверху) и приводят к чудесной пятиэтажной пагоде.

Наверное, нам повезло, что в тот день шел дождь, распугал привычные толпы, и время от времени мы оказывались совершенно одни наедине с этой красотой.

Затем – храм Rinno-ji с тремя Буддами. И еще ступени наверх – и вот уже знаменитый Тосегу.

Мы вообще-то губы решили не раскатывать, а то Федор упоминал некоего итальянца, сравнившего эти храмы с безвкусными кремовыми тортами. Глупый макаронник, что он понимает в тортах? Храмы дивны и прекрасны и гуляют там жывотные невиданной красы!

И люди тоже гуляют под зонтиками среди радостных избушек

Вот одна крупным планом

И вот еще, совершенно сказочные

А это вроде беседка какая

И большая площадка поросших мхом фонарей (мы таких еще много потом видели, а поначалу не знали, что они фонари, и непочтительно обзывали скворечниками)

Никко - это такой буддистский мудехар и мануэлино, но деревянный и раскрашенный в еще более яркие краски.
Ну не красота, а? Какой, в самом деле, торт?

Ну вот здесь может и похоже на торт, но совсем чуть-чуть

Вроде этот фронтон – один из символов Никко

а вот его детали

не знаешь какую выбрать.

А это? какие выразительные дракончики!

Не только фауна, но и флора представлена:

Знаменитые три обезьянки, иллюстрирующие 'Hear no evil, see no evil, speak no evil" - это ведь тоже из Никко! (увы, наша фотка плохо вышла, поэтому держите Википедию).

Путеводитель пишет, что задумка аффтара комплекса – внушать страх и трепет, а у нас с Левкой настал вечный праздник на душе, и мы радостно топали по крутым ступеням вверх и вниз, и не ленились снимать ботинки у входа в храмы и даже послушно соглашались не фотографировать внутри. Так долго ходили, что вполне проголодались.

Выйдя из ворот Тосегу, увидели забегаловку с приемлемыми картинками еды. Заказали суп мисо, удон (суп лапша со всякой начинкой – в нашем случае овощами и курой) и для подстраховки – карри с рисом.

Оба оказались вполне ничего, хотя в карри мяса кот наплакал.

С новыми силами бросились исследовать остальное (что именно это было – мы узнавали по тем частям билетика, которые у нас отрывали, иначе непонятно ничего, надписи исключительно на японском). Сначала вроде наткнулись на вторую часть Rinno-ji, и затем, напоследок был синтоистский храм Futara-san, про который то ли ЛП то ли Федор писал, что это Тосегу в уменьшенном мастабе. Вот ведь ерунда, на первый взгляд. Но если подумать, то правда что-то в этом есть.

В этих двух храмах (а честно говоря, они совсем перепутались у меня в голове) снова встретились странные вещи. К примеру, вот такая избушка, похожая на слоненка:

А то вдруг мишень, на которую надо кольца накидывать. Левка кинул – сразу попал, а я все мимо да мимо.
И спортсмены тут как тут:

И все это среди дикой практически природы, почитай в лесу

И прохладно, п-р-о-х-л-а-д-н-о!

Теперь мне втемяшилось в онсен. Поди знай, как его найти и выбрать! К примеру, один мы видели по дороге от станции к комплексу, но представить себе, что именно в этом месте бьет минеральный источник, было трудно. Поехали в рекомендованный ЛП Yashio-no-yu. Девушка в информации дала нам листочек, где значился автобус 2В – но в натуре никаких 2В и в помине не было, зато была остановка чего-то другого, а на ней две девушки. Мы вопросительно ткнули пальцем в проспект онсена, девушки посовещались, поизучали расписание и сказали – туда! Номер у пришедшего автобуса и правда был совсем другой, но в означенный онсен он прекрасно себе доехал. Вообще автобусы едут прямиком на озера и от ближайшей остановки к онсену этому надо топать пешком 15 минут, но где-то раз в час-полтора автобус заворачивает прямо ко входу в онсен. Вот и мы к такому подгадали.

Рассказывала ли я, как организован автобус? На входе берешь билетик, на нем указан номер – у нас был 3. Спереди – светящееся табло, против каждого номера горит сумма за проезд, скажем вначале против нашей тройки значилось 150, а двойка уже наездила 190. Мы в результате наездили 330, а до озера вроде ехать около 1000.

Приехали в онсен минут через 10-15. Справа внутри – зал ожидания и кафе, слева – зал отдыха и расслабухи (жаль, что мы его заметили только на выходе, оттянулись бы на матах).

Вход 500 йен – демократично, в наши онсены (Хамей Йоав, Хамей-Гааш, Хамат-Гадер) гораздо дороже. После входного лобби - две занавесочки: мальчики направо, девочки налево, входим в предбанник. Здесь стоят шкафчики, где можно посредством неразменных 100 йен запереть ценности и получить ключик на пластмассовом браслетике, а если ценностей нет, то вещи можно сложить в одну из корзинок, расставленных на полках. Здесь же раздеваешься догола – и в баню. В бане ряд бассейнов с горячей водой, джакузи и помывочные места, расставленные по кругу. Каждое место состоит из низких столика и стульчика, зеркала напротив (шоб не расслабляться!), крантика для налития воды в маленькую желтую шайку и душика. Шампунь и жидкое мыло около каждого второго столика. Как себя вести, не очень понятно, но я делала как все: мылась мылом и поливалась из желтой шайки. Чего я не могла изобразить – это процедур с тряпочкой. У каждой посетительницы была с собой такая маленькая тряпочка (а у меня не было) и вот что они с ней проделывали: 1) мыли тело 2) стирали в шайке 3) садились на нее в парилке 4) клали на голову. Парилка у меня не пошла, а пошло джакузи (очень-очень!) и внешний бассейн, где сидишь на камнях в горячей воде и созерцаешь окружающую природу, которую вот кстати там не мешало бы облагородить – скажем, подсадить живую изгородь к бетонной стене. Кстати, кроме "Watch your step" в последнем зале, во всем онсене – ни слова по-английски.

Ойта описывает совсем другие ощущения от ее шикарного онсена, принадлежащего отелю (рёкану) в Хаконе – впрочем, известно, что все онсены разные. По крайней мере, вода в этом нашем онсене была минеральная, без дураков, что и ощущалось на шкуре весь остаток дня.

Отдохнувши и набравшись впечатлений, сели на автобус и приехали на станцию. Дико довольные. Вот ведь забавно это выходит: представляешь себе что-то по описаниям и фотографиям, а в действительности оно оказывается совсем другим. Что в Никко интересные храмы – люди говорили, но что они такие роскошные, да к тому же окружены вековыми криптомериями и оправлены зелеными горами на горизонте – понятия не имела! Наверное, и на озере там благодать, но про это читайте Гаву: говорят, он там побывал и даже не без приключений.

На обратном пути со станции Utsunomiya мы поехали не к себе на Tokyo Station, а совсем близко, до станции Omiya. Там пересели на городскую линию JR и отправились на станцию Shibuya прощаться с Димой. Ожидая его на открытом перроне, услышали шум, доносящийся из соседнего кафе. Вот японцы празднуют, - догадался Штирлиц. Через две минуты из кафе донеслось слаженное «выходила, песню заводила про степного сизого орла». Перерыв. Затем, с новой силой - «ах ты песня, песенка девичья»... Мы в шоке.

Пошли искать, где нам поесть. Заглянули в сушечную, там у них правило: съешь минимум 7 блюд – имееть право сидеть 20 минут. Вот еще! По соседству был ресторанчик Tengu – туда мы и завернули, соблазнившись картинкой двух палочек якитори за 160 денег, ибо как раз они (маленькие такие шашлычки) и значились в Левкином списке неопробованной еды. Назаказали всяких разных шашлычков, среди них к примеру был артишок, завернутый в тонкую свинину. И еще печень рыбы monkfish оранжевого цвета была хороша. Только вот курили за соседним столиком мне прямо в нос, а чуть подале гудела веселая компания, на сей раз таки японская, и оттуда раздавались радостные крики, примерно нами транскрибированные как Мира-Мира – Вась-Вась-Вась! (если кто хочет попробовать, "мира-мира" кричит заводила, а "вась-вась" подхватывает хор). Таким образом, всего за час мы стали свидетелями и русско-народного, и японско-народного праздников. При оплате оказалось, что 160 стоила одна палочка, а не две – вот свинство-то! ну да ладно, было вкусно.

На входе в JR решили заказать билеты на завтра в Киото. Попросили места справа, ибо рассчитали, что по ясной погоде наконец-то увидим Фудзи. Как же, как же, места справа оказались заняты и на 10-часовой поезд, и на 11-часовой – много нас таких умных. Притворились, будто нам пофиг, и заказали места слева.

Перед сном я написала письмо дочери о нашем пребывании в Токио и окрестностях. Ответ пришел под сабжем «япона мать»: «фотки славные, а письмо написано чисто по-японски – ничего не понятно!» Я спрашиваю Левку: как мне поправить кодировку? (а то я вижу, тут и гугль у меня по-японски заговорил). Левка смотрит на мое письмо и говорит: ты, япона мать, сама-то видишь, что написала?
Тут местами хорошо, а местами не очень, зато ездим на шинкансенах. Вот вчера были во всеяпонской здравнице Хаконе - так это фигня на постном масле! А сегодня были в Никко - так это ваще кайф! А потом зарулили в онсен и еще потом кушали якитори на Шибуйе, хо-хо. Завтра едем в жить Киото, в рёкан без стульев, столов и кроватей - я боюсь!
Ага, я вижу. А рёкана и правда боюсь.

20 сентября 2007 г.
Утром мне в голову пришла свежая мысль, что вовсе не обязательно нам сидеть на зарезервированных местах слева, коли будут свободные нерезервированные места справа. Так и сделали. И видели, видели Фудзи! Нам сосед сзади подтвердил, что это она!

А мы это свое знание уже передали японским соседям слева! Все радовались! Это я тут сижу в шинкансене Hikari и этот славный момент записываю, но у меня кончается батарейка. Всем пока.

Приехали в Киото, вокзал – огроменный. Наш рёкан нашли быстро: обещали 2 минуты от станции, оказалось, как водится, пять – погрешность нормальная. На входе нам подали два стакана с ледяной водой – очень трогательно. Есть лифт – отлично, а то чемоданы на 3-й этаж таскать не сахар. Открываем комнату... боже ж ты мой! Вот теперь видим на своей шкуре, что такое 6 татами!

Ни кроватей, ни стола, ни стула – только маленький столик, шоб есть японскую еду, и тот поставлен на попа. «А у костра ни сесть ни лечь» - вспомнилось некстати из беспокойной юности и вертелось еще долго в голове. Вход в ванную приподнят над полом – догадались, для чего?

Ночью до нас дошло: это если встаешь в туалет, то дверь будет открываться над спящим товарищем, а не прямо в него. Юкаты, правда, очень стильные – не сравнить с токийской тюремной пижамой, но Левке как раз, а мне сильно длинная, по полу волочится. Я села и принялась горевать. А Левка – да ты чего, фотку видела, чего ожидала-то? Ну а спрашивается, чего я могу ожидать от номера, в котором обещаны кондиционер, ванная, телефон, холодильник, телевизор, чайник – и самое удивительное, что все это есть, включая лифт и бесплатный тырнет! Какие еще удобства бывают? чтоб было где присесть, прилечь и повернуться? да ладно!

Пошли с горя на вокзал, поискать где поесть. Вокзал огромен и модерново прекрасен

часть его – гигантский 11-этажный универмаг под названием Isetan. На 11-м этаже – так называемый Restaurant Paradise, там и расценки соответствующие, райские. Спустились на 10-й – а там рыбный рынок, и не только рыбный. Нашли какую-то весьма приличную лапшевню и съели там по удону, с плавающим тонким ломтем мяса.

Кроме палочек, тут еще выдали специальную такую ложку (больше нигде не давали), мы смотрели на соседних японцев и старались есть так же. Когда Левка справедливо обозвал это заведение лапшевней, мне вспомнилась свежепрочитанная книжка Исигуро «Там, где в дымке холмы». Одна из героинь книги – миссис Фудзивара – как раз содержала лапшевню, а другая – обедневшая аристократка Сатико - очень переживала, что стеснена в средствах и вынуждена ютиться черт знает где после прежней роскошной жизни. Вот и я примерно так себя ощущала после токийской гостиницы.

Подкрепившись, нашли на 1-м этаже центр туристической информации, но маленький и слабенький. Впоследствии оказалось, что на 9-м этаже универмага есть еще одна туристическая контора – большая и сильная, но на 1-м этаже нам об этом не сказали. Однако туристическую карту для туристов они нам выдали, и мы пошли искать те храмы-близнецы, которые возле станции, но с другой стороны от нас: Nishi Hongan-ji и Higashi Hongan-ji. Мы всегда так поселяемся, что по ту сторону от станции чего-нибудь да есть. Храмы черные, деревянные, прекрасные, огромные.

Но очень их портит, что в некоторых из строений, прямо на территории, поселились какие-то левые учреждения, а рядом с одним вообще сооружен огромный ангар. И жара, жара!

Только в Никко вышло нам послабление, а здесь опять двадцать пять - то есть тридцать два. Когда я в одно из этих учреждений вошла, чтоб окончательно от жары не сдохнуть, весь десяток находившихся там сотрудников молитвенно воздел ко мне руки. Я очень смутилась и бочком-бочком проследовала направо, к установленному там большому телевизору, где показывали тот же храм, но в древности, когда детали его были раскрашены в разные цвета, а вокруг летали голуби. Посидела немного, охладилась, поняла, что буду жить, и покинула храм-учреждение, решив, что благодарили не меня, а окончание работы в 5 часов вечера. Левка же пока честно фотографировал храм.

Затем – опять на станцию, и случайно (!) на 9-м этаже универмага наткнулись на огромный, прекрасный информационный центр для самых что ни есть туристических туристов. Там мы выяснили, что можно через них заказать другую гостиницу, но только завтра утром (этот отдел открыт до 17:30, остальные – до 18:00), и мы решили, что поживем в своем пристанционном горе-рёкане, пока ездим по окрестностям Киото на JR пассе, а затем переедем в центр Киото. Если наутро не решим, что ни дня тут больше не выдержим. На обратном пути к рёкану обнаружили французскую булочную, купили пива (японского) и вина (французского – вот ведь преследует нас эта Франция!), скрасили всем этим невеселый сегодняшний день, расстелили матрасики – и спать.

Продолжение следует, там и будет самое прекрасное-распрекрасное в нашей поездке.